Kalju Patustaja (new_etymology) wrote,
Kalju Patustaja
new_etymology

Бескрайние крона и корни ДРЕВА, ДЕРЕВА

дар (курд.) - дерево; дарустан (курд.) - лес;
dāru, dru- [дару, дру-] (санскр.), dauru, -dru- [дауру, дру-] (авест.) - дерево;
дарахт (тадж.), [deraxt; дерахт] (фарси), [darxat; дархат] (урду) - дерево;
дарак (кирг.), daraxt (узб.) - дерево;
daranqı [даранки] (азер.), terak [терак] (узб.), терек (каз., кирг.), тирәк (тат.) - тополь, осокорь; высокое дерево у воды;
dru [дру] (алб.) - лес; druri [друри] (алб.) - древесина;
δρυς [drys, дрис] (гр.) - дуб;
tree [трии] (англ.), træ [трэ] (дат.), tre [тре] (норв.), tré [трэ] (исл.), trä, träd [трэ, трэд] (шв.) - дерево;
дерево (рус., укр.), dŭrvo [дурво] (болг.), drvo [дрво] (босн.), дрва (макед.), drevo [древо] (словен., словац.), dřevo (чеш.), drzewo [д(р)жево] (пол.) - дерево, древо;
драўніна (блр.) - древесина;
дрова.


Ср. с семантикой крепкости, силы:

Diri, dirig [дири, дириг] (шумерск.) - расти высоким; наполняться (также ронять слёзы); разбухать, разрастаться, становиться огромным, массивным; быть способным, сильным; прил. способный, сильный, властный;
dražaitē, drāǰaŋhe [дражайте, дражанхе] (авест.) - держать, иметь при себе, вести; darǝzayeiti [дарезайети] (авест.) - связывает, привязывает; dǝrǝz- [дерез] (авест.) - связь, узы;
dŕ̥hyati [дрхьяти] (санскр.) - он крепок; dŕ̥hati [дрхати] (санскр.) - крепкий;
δράσσομαι, δράττομαι [dráttomai, драттомай] (греч.) - хватка, схватывание; обнимать, хватать;
держать, держава; turēt [туреть] (лтш.) - держать, и т.д.; diržtù, dir̃žti [диржту, диржти] (лит.) - становиться жестким, твердеть;
terjed [терьед] (венг.), turvota [турвота] (фин.), darra, terra [дарра, терра] (саамск.), turgede [тургеде] (эрз.), tore, tare [торе, таре] (марийск.) - разбухать, становитьмся плотным, разрастаться, шириться, распространяться, простираться; тырны (коми-перм.) - наполняться; тӧрны (коми-перм.) - вмещаться, помещаться;
derék [дерек] (венг.) - твердо стоящий, хорошо сложенный; здоровый; (ср. direct [дайрект] (англ. и т.д.) - прямой, направлять; director [дайректор] (англ. и т.д.) - директор, управляющий).

Ср. terav [терав] (эст.) - острый, заточенный, наточенный, отточенный; остроконечный, заостренный; резкий, чёткий, отчётливый; цепкий; тонкий, чуткий, внимательный; резкий, язвительный, ядовитый; проницательный, наблюдательный, внимательный, смекалистый, сообразительный;
Ср. տերև [terev; терев] (арм.) - лист; копьё;
См. далее: ОСТРЫЙ, ТЕРНИИ, И ТРЫН-ТРАВА https://eesti-keel.livejournal.com/159727.html


Ср. с семантикой смолы, древесного сока, слёз:

tõrv, р.п. tõrva [тырв, тырва] (эст., водск.), tȭra [тыра] (ливон.), terva [терва] (фин., ижор.), tervu [терву] (карел.), ťerv(e͔) [търв(е)] (вепс., чуд.), darva [дарва] (лтш.), derva [дерва] (лит.), Teer [тейер] (нем.), tjära [тяра, чьэра] (шв.), tjære [тярэ] (норв., дат.), teoru, teru [теору, теру] (арх.англ.), tar [тар] (исл., англ., фр., лат., азер.) - смола, живица, древесный сок; töra [тёра] (шв.) - смолистая древесина;
tear [тиа(р)] (англ.), tår [тор] (шв.), tåra [тора] (норв.), tár [тар] (исл.) - слеза; tåras [торас] (шв.) - слезиться;
[diri; дири] (шумер.) - наполняться; разбухать; ронять слёзы.
tõru [тыру] (эст.), tõ’rmõz [тырмыз] (ливон.), turu, doro [туру, доро] (водск.), terho [терхо] (фин.) - желудь;
tera, teri [тера, тери] (эст.), σιτηρά, р.п. στάρι [sitirá, sitári; ситирá, ситáри] (гр.) – зерно; Ср. tiir [тийр] (эст.) - круг; teres [терез] (эст.) – круглый; Ср. дыра.


Ср. с семантикой здоровья и исцеления:

terve [терве] (эст., фин., водск., ижорск.), terveh [тервех] (юж.-эст., карельск.), ťerveh [тървех] (чудск., вепсск.), tīera [тиера] (ливск.) - здоровый, здравый; целый (ср. целитель, исцеление); tervis [тервис, дервис] (эст.), terveys [тервеис] (фин.) - здравие, здоровье; tervelt [тервельт] (эст.) - в целости, в здравии; Tere! [тере! дере!] (эст.), Terve! [Терве!] (фин.) - Привет! Здорово! Здравствуй! Здравия! Здоровья!
дару (татарск.), дәрі (казахск.), dərman [дерман] (азерб.), dori, dori-darmon [дори, дори-дармон] (узб.), дору (таджикск.) - лекарство, снадобье, перен. что-л. необходимое; дәріхана (казахск.) - аптека (досл., "дом лекарств", ср. hoone [хооне] (эст.) - дом, здание);
druids, друиды (языческие волхвы, знахари);
здоровье, здравие;
[drvā; дрва] (авест.) - здоровый;
दवा [dava] (хинди), [dawa', дава] (арабск.) - лекарство.


Ср. с семантикой правдивости, верности:

duru [дуру] (азерб.) - чистый, ясный, чистосердечный; дәремет (каз.) - милосердие, доброта;
truu [тру] (эст.) (ср. true [тру] (англ.), treu [трой] (нем.), tro, tryg [тру, трюг] (дат.), trogen [труген] (шв.), tryggr [трюггр] (др.-сканд.), triggws [триггус] (гот.) - верный, преданный) - этимологами напрямую связываемые с tree, древо, дерево;
друг, дружба - См. https://new-etymology.livejournal.com/11367.html

_________________________________



Дерево - изначально дуб, священное дерево в языческих (в том числе кельтских, славянских и УФ) культурах. И в сегодняшнем греческом δρυς [drys, дрис] - дуб. "Широкое использование слов изначально означавших дуб в значении любое дерево, вероятно, отражает важность дуба для древних индо-европейцев " ('the widespread use of words originally meaning "oak" in the sense "tree" probably reflects the importance of the oak to ancient Indo-Europeans'): http://www.etymonline.com/index.php?term=tree .

Дерево приветствовало. Излечивало, ассоциировалось со здравием, здоровьем. Дереву (особенно дубу) поклонялись. Дубравы были местами совершения языческих мольбищ. Священные деревья, особенно дубы, и до сих пор по языческой традиции обвешивают разноцветными ленточками, повсеместно, от юга до севера. На новый год (святки, рождество) наряжают ёлку.

Дуб был очень важен для строительства лодок-однодеревок (называемых финнами, эстонцами, карелами VENE, ср. [VAN; ВАН] (санскр.) - дерево, дуб; बांज [BAANJ, БААН] (хинди) - дуб; баржа - См. подробнее: https://new-etymology.livejournal.com/22177.html ). Дуб очень прочен при столкновении с подводными камнями и т. п., и очень долговечен. Полость в стволе дуба выжигалась, что было нетрудно. Тесло требовалось только для измельчения углей в том направлении, в котором хотели, чтобы огонь продолжал выжигать ствол. Этот метод был продемонстрирован хантыйцами с реки Обь в фильме Леннарта Мери. А в археологических находках на Балтике были обнаружены останки огромных лодок-однодеревок, в которых могли размещаться шесть человек на веслах и один рулевой (для которых были нужны довольно большие деревья!): http://www.paabo.ca/ .

Другое широко используемое слово для обозначения дерева - puu [пу, или бу] (практически во всех УФ языках), Baum, Bäume [баум, бойме] (нем.) - дерево, деревья - встречающееся в таких сложно-коренных словах как БУмага, БУбен, БУбенчик, БУратино, БУлава, БУлыжник. Также, этот же корень прослеживается в английском wood [вууд] - лес (изначально деревья, мн.ч.) - где окончание -Д(-Т)- окончание множественного числа в кельтских и УФ языках (ср. puud [пууд] (эст.) - деревья). Примечательно, что в шведских träd [трэд] (шв., мн. ч.) - деревьях - с их необычным окончанием -d, - прослеживается это же приб.-финское окончание мн. ч. -d [-д]. См. далее: https://new-etymology.livejournal.com/17075.html .
Tags: english etymology beyond indo-europeism, Ностратическая гипотеза, Растения, Тюрко-угро-финские параллели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment